Обращения граждан в органы прокуратуры Саратовской области в условиях пандемии: порядок формирования, подачи и рассмотрения
Нормативные правовые акты, регламентирующие
порядок рассмотрения обращений и личного приема граждан
в органах прокуратуры Российской Федерации
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. |
|||||||
Право граждан на обращение закреплено в ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Вопросы рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений регламентированы в ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда могут быть обжалованы только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право на обращение в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45. При рассмотрении обращения гражданин имеет право
- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; - знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; - получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; - обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; - обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Компетенция органов прокуратуры при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц
Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством, разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». При этом при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). С учетом данных требований первичные обращения, поступившие в органы прокуратуры и относящиеся к компетенции иных органов власти и (или) контроля, направляются по подведомственности для принятия решения, по существу. При несогласии с решением, принятым по обращению руководителем органа контроля или органа власти, оно может быть обжаловано в органы прокуратуры. Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию органов прокуратуры или подлежит разрешению другими органами и организациями, в 7-дневный срок с момента регистрации направляются по подведомственности с уведомлением об этом заявителя. Необходимо учитывать, что подача обращения в государственные органы с нарушением подведомственности влечет увеличение срока рассмотрения обращений с учетом необходимости направления жалобы по принадлежности вопроса. Поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат учету и рассматриваются в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях». Сами сообщения безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст.ст. 144, 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Способы обращения в прокуратуру
Обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации можно любым из следующих способов: - с письменным обращением непосредственно в орган прокуратуры, в том числе через ящик приема обращений, установленный в каждой прокуратуре; - направить обращение по почте, телеграфу; - направить обращение в электронной форме, используя возможности сети «Интернет», портал Госуслуг либо Единый портал прокуратуры (раздел «Прокуратура Саратовской области (Интернет-приемная)»; - в устной форме на личном приеме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и специального программного обеспечения.
Требования к письменному обращению
Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать: - наименование органа, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность; - фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение; - почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, либо адрес электронной почты в случае подачи обращения удаленным способом; - изложение существа вопроса; - личную подпись гражданина и дату. При необходимости в подтверждение своих доводов гражданин вправе приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Требования к обращению в форме электронного документа
Обращение в форме электронного документа подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством. Обращение в форме электронного документа, помимо существа изложения вопроса, в обязательном порядке должно содержать: - фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение; - адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.
Способы направления обращения в прокуратуру с использованием сети «Интернет»
Через портал «Государственные услуги» Граждане, прошедшие авторизацию в системе «ЕСИА», могут обращаться в прокуратуру через свой личный кабинет на портале «Государственные услуги» и там же записаться на прием к уполномоченным лицам прокуратуры Саратовской области. Для этого необходимо: 1. Кликнуть ссылку «Подача обращения в органы прокуратуры». 2. Заполнить форму обращения в электронном виде, выбрав нужный орган прокуратуры. 3. Изложить суть обращения. 4. Выбрать способ получения ответа.
Через единый портал прокуратуры Российской Федерации Для этого необходимо: 1. Зайти в раздел прокуратуры Саратовской области на едином портале органов прокуратуры (адрес «https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_64»). 2. В меню выбрать раздел «Интернет-приемная» и кликнуть ссылку «Обращение в прокуратуру». 3. Пройти процедуру авторизации или продолжить без нее. 4. Выбрать орган прокуратуры. 5. Заполнить форму обращения в электронном виде.
Как изложить суть обращения?
Существо обращения излагается в произвольной форме, поскольку требования к форме обращения в органы прокуратуры не установлены. В обращении целесообразно указать, в чем заключается нарушение прав и свобод или законных интересов обратившегося гражданина либо иных лиц, о восстановлении или защите которых ставится вопрос, привести конкретную информацию о фактах и характере нарушений, требующих вмешательства органов прокуратуры области. Если обжалуется решение должностного лица, то необходимо указать – какого именно (Ф.И.О., должность, обжалуемое решение). Например, если вам задерживают выплату зарплаты, то нужно указать, в какой организации вы работаете, в какой должности, ее адрес, срок задержки зарплаты. В случае если к обращению приложены документы или их копии, следует указать соответствующую информацию. По окончании рассмотрения обращения документы подлежат возвращению заявителю. |
|||||||
Для того, чтобы ознакомиться с информационной брошюрой, нажмите на картинку: |
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|