Четверг, 28 Марта 2024

12.04.2021

Обращения граждан в органы прокуратуры Саратовской области в условиях пандемии: порядок формирования, подачи и рассмотрения

Нормативные правовые акты, регламентирующие

порядок рассмотрения обращений и личного приема граждан

в органах прокуратуры Российской Федерации

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 01.11.2011 № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора»


Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях»

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Право граждан на обращение закреплено в ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Вопросы рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений регламентированы в ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда могут быть обжалованы только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право на обращение в суд, если таковое предусмотрено законом.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.

При рассмотрении обращения гражданин имеет право

- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Компетенция органов прокуратуры при рассмотрении

обращений граждан и юридических лиц

Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством, разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».

При этом при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

С учетом данных требований первичные обращения, поступившие в органы прокуратуры и относящиеся к компетенции иных органов власти и (или) контроля, направляются по подведомственности для принятия решения, по существу.

При несогласии с решением, принятым по обращению руководителем органа контроля или органа власти, оно может быть обжаловано в органы прокуратуры.

Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию органов прокуратуры или подлежит разрешению другими органами и организациями, в 7-дневный срок с момента регистрации направляются по подведомственности с уведомлением об этом заявителя.

Необходимо учитывать, что подача обращения в государственные органы с нарушением подведомственности влечет увеличение срока рассмотрения обращений с учетом необходимости направления жалобы по принадлежности вопроса.

Поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат учету и рассматриваются в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях». Сами сообщения безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст.ст. 144, 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Способы обращения в прокуратуру

Обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации можно любым из следующих способов:

- с письменным обращением непосредственно в орган прокуратуры, в том числе через ящик приема обращений, установленный в каждой прокуратуре;

- направить обращение по почте, телеграфу;

- направить обращение в электронной форме, используя возможности сети «Интернет», портал Госуслуг либо Единый портал прокуратуры (раздел «Прокуратура Саратовской области (Интернет-приемная)»;

- в устной форме на личном приеме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и специального программного обеспечения.

Требования к письменному обращению

Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать:

- наименование органа, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность;

- фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение;

- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, либо адрес электронной почты в случае подачи обращения удаленным способом;

- изложение существа вопроса;

- личную подпись гражданина и дату.

При необходимости в подтверждение своих доводов гражданин вправе приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Требования к обращению в форме электронного документа

Обращение в форме электронного документа подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Обращение в форме электронного документа, помимо существа изложения вопроса, в обязательном порядке должно содержать:

- фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение;

- адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

Способы направления обращения в прокуратуру

с использованием сети «Интернет»

Через портал «Государственные услуги»

Граждане, прошедшие авторизацию в системе «ЕСИА», могут обращаться в прокуратуру через свой личный кабинет на портале «Государственные услуги» и там же записаться на прием к уполномоченным лицам прокуратуры Саратовской области.

Для этого необходимо:

1. Кликнуть ссылку «Подача обращения в органы прокуратуры».

2. Заполнить форму обращения в электронном виде, выбрав нужный орган прокуратуры.

3. Изложить суть обращения.

4. Выбрать способ получения ответа.

Через единый портал прокуратуры Российской Федерации

Для этого необходимо:

1. Зайти в раздел прокуратуры Саратовской области на едином портале органов прокуратуры (адрес «https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_64»).

2. В меню выбрать раздел «Интернет-приемная» и кликнуть ссылку «Обращение в прокуратуру».

3. Пройти процедуру авторизации или продолжить без нее.

4. Выбрать орган прокуратуры.

5. Заполнить форму обращения в электронном виде.

Как изложить суть обращения?

Существо обращения излагается в произвольной форме, поскольку требования к форме обращения в органы прокуратуры не установлены.

В обращении целесообразно указать, в чем заключается нарушение прав и свобод или законных интересов обратившегося гражданина либо иных лиц, о восстановлении или защите которых ставится вопрос, привести конкретную информацию о фактах и характере нарушений, требующих вмешательства органов прокуратуры области.

Если обжалуется решение должностного лица, то необходимо указать – какого именно (Ф.И.О., должность, обжалуемое решение).

Например, если вам задерживают выплату зарплаты, то нужно указать, в какой организации вы работаете, в какой должности, ее адрес, срок задержки зарплаты.

В случае если к обращению приложены документы или их копии, следует указать соответствующую информацию. По окончании рассмотрения обращения документы подлежат возвращению заявителю.


Для того, чтобы ознакомиться с информационной брошюрой, нажмите на картинку:

















Возврат к списку


НОВОСТИ ЗА ПРЕДЫДУЩИЕ ГОДЫ В АРХИВЕ НОВОСТЕЙ